Урок № 1
Тема урока. Введение. Литература как искусство слова, её роль в нравственно-эстетическом воспитании читателя.
1.Слово учителя.
Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной.
Сегодня нас ждет работа над словом, потому что это главный инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся. Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.
Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь - живая, наглядная и красочная?
Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении (вспомнить, что такое переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода))
Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)
Задание : в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении.
Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени (К. Паустовский) .
Среди тропов наиболее часто встречаются и используются эпитеты, сравнения, метафоры.
2.Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор .
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев
3.Придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры.
(задание для более слабых учащихся: придумать и записать эпитеты к слову облака; сравнения к слову солнце; метафору к выражению ветер дует).
4.Работа с учебником. Составить план статьи (с.4-6).Записать в тетради основные черты художественной литературы.
5. Домашнее задание.
Средний уровень. Дать ответы на 1-5 вопросы учебника (с. 6).
Высокий и достаточный уровни. Подготовить устное размышление на тему «Без образа нет искусства».
Урок № 2
Тема урока. Русский фольклор. Исторические, бунтарские и разбойничьи песни как жанр устного народного творчества.
1.Слово учителя.
Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.
Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии.
Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь, изменялись.
Часто изображают не только события, но и отражают чувства, проживания героев так, как это понимает народ.
Герои песен:
Цари - Иван Грозный, Петр Первый
Герои-воины – Суворов, Кутузов
Народные вожди – Ермак, Разин, Пугачев
2.Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 8).
1) Чтение статьи.
2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):
– Исторические песни – это...
– По форме они близки...
– Основные образы исторических песен...
– Художественные приемы, используемые в исторических песнях...
- Основные черты исторических песен.
3.Чтение и анализ «Песни о Степане Разине» (с.10, 11 учебника).
Работаем с текстом по вопросам 1-5 на с.11 учебника.
4. Практические задания (6-8 вопросы на с.11 учебника).
5.Делаем выводы (10-12 вопросы на с. 12 учебника).
6.Домашнее задание.
Средний уровень. Перескажите статью учебника (с.8-10).
Высокий и достаточный уровни. Подберите мелодию к «Песне о Степане Разине».
Урок № 3
Тема урока. Лирические песни. Отражение в песнях душевной красоты, идеалов и чаяний крестьянина, нравственных устоев народной жизни.
1. Работа по учебнику со статьей «О лирической народной песне » (с. 12-14).
1) Чтение статьи.
2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):
– Лирические песни – это...
- Обрядовые песни – это…
- Необрядовые песни – это…
- Параллелизмом называется...
- Основные черты лирических песен…
2. Ознакомление с текстами лирических песен «Ты взойди-ка, красно Солнышко…» , «Ах вы, ветры, ветры буйные», «Не кукушечка во сыром бору куковала» (с. 15, 16 учебника).
3. Работаем с текстом (1-4 вопросы на с.17 учебника).
4. Проверяем себя (5-8 вопросы на с.17 учебника).
5.Практическая работа (9-11 вопросы на с.17 учебника).
6. Прокомментировать (с использованием примеров и аргументации слова А. де Сент-Экзюпери «Когда слышишь песню XV века, понимаешь, насколько низко мы пали»).
7.Домашняя работа.
-Выучить статью учебника «О лирической народной песне».
-Выполнить творческие задания (12, 13 вопросы учебника).
-Прокомментировать слова российской исполнительницы народных песен Елены Камбуровой: «Жизнь каждого человека сильно зависит от того, какие песни он слушает».
Урок № 4
Тема урока. Омар Хайям. Сведения о знаменитом персидском поэте и его зпохе.
Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури
(18 мая 1048, — 4 декабря 1131) — выдающийся персидский поэт, математик, астроном, врач, философ.
Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи».
В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений.
В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.
Медресе в Бухаре
(Медресе – мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет
Омар Хайям -уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне Северный Иран).
Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.
1.Составление плана к статье учебника (с. 20-23)
2.Запись в тетради основных дат жизни.
3.Проверяем себя (1-4 вопросы учебника на с.23).
4.Выполнение практических заданий (5, 6 вопросы на с. 23).
5.Выводы. Объясните, почему в истории человечества сохранилось имя Омара Хайяма.
6.Домашнее задание.
Средний уровень. Подготовьте пересказ статьи учебника.
Высокий и достаточный уровни. Составьте кроссворд о жизни Омара Хайяма.
Урок №5
Тема урока. Омар Хайям. Поэтические раздумья о различных проблемах жизни. Своеобразие жанра рубаи.
1.Характеристика рубаи как жанра.
1.1.Выразительное чтение статьи «О рубаи» (с.23, 24 учебника).
1.2.Ответы на вопросы.
• Какие строки в рубаи рифмуются?
• С каким жанром сходно рубаи и чем от него отличается? (Рубаи сходно с притчей, но рубаи — стихотворный жанр, а притча — прозаический. Рубаи заключает в себе мораль, а притча — содержит ещё и событийный элемент религиозно-бытового характера.)
1.3.Запишите в тетрадях основные черты рубаи.
2.Составьте план статьи « О рубайяте Омара Хайяма».
3.Выразительное чтение рубаи (с.24- 27 учебника)
4.Работаем с текстом (1-5 вопросы на с.27 учебника).
5.Проверяем себя (1-4 вопросы учебника на с.31).
6.Выполнение практических заданий (5, 6 вопросы на с. 31).
7.Делаем выводы (11-14 вопросы на с.31).
8.Домашнее задание. Выполнить творческие задания:
средний уровень – 7, 9, 10 задания (с. 31 учебника);
высокий и достаточный уровни – 8, 10 задания (с. 31 учебника).
Урок № 6
Тема урока. Сайгё – выдающийся японский поэт.
1.Изучение статьи учебника «Сайгё – «идущий к западу».
1.1.Составление цитатного плана.
1.2.Запись в тетради основных дат жизни Сайгё.
2.Продолжите предложения.
2.1.Танка – это…
2.2.Основные черты танка…
3.Проверяем себя (5, 6 вопросы учебника на с. 40).
4.Практическая работа.
Проиллюстрируйте основные черты танка цитатами из стихотворений.
5.Делаем выводы (15, 16 вопросы на с. 41).
6.Домашнее задание. Подготовьте короткое устное выступление на тему: «Сайгё. Каким я его представляю» (13 вопрос на с.41).
|