. уроки № 1 - 6 по русской литературе для учащихся 8 класса - Русская литература 8 класс - дистанційна освіта - Напрямки роботи - Школа 123 Донецк
Донецька загальноосвітня школа І-ІІ ступенів №123
Середа, 12.08.2020, 12:53
ГоловнаРеєстраціяВхід Вітаю Вас Гість | RSS

Меню сайту

Категорії розділу
Русский язык 9 класс [1]
конспекты уроков по русскому языку для дистанционного обучения
Русская литература 8 класс [1]
Конспекты уроков по русской литературе для 8 класса
математика 5 класс [1]
конспекты уроков для 5 класса
математика 6 класс [1]
конспекты уроков по математике для 6 класса
алгебра 7 класс [2]
конспекты уроков по алгебре для 7 класса
геометрия 7 класс [1]
конспекты уроков по геометрии для учащихся 7 класса
алгебра 8 класс [1]
конспекты уроков по алгебре для учащихся 8 класса
геометрия 8 класс [1]
конспекты уроков по геометрии для учащихся 8 класса
алгебра 9 класс [1]
конспекты уроков по алгебре для учащихся 9 класса
геометрия 9 класс [1]
конспекты уроков по геометрии для учащихся 9 класса

Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 60

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Форма входу

Головна » Файли » дистанційна освіта » Русская литература 8 класс

уроки № 1 - 6 по русской литературе для учащихся 8 класса
[ Викачати з сервера (20.8 Kb) ] 19.09.2014, 11:42

Урок № 1

Тема урока. Введение. Литература как искусство слова, её роль в нравственно-эстетическом воспитании читателя.

1.Слово учителя.

Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной.

Сегодня нас ждет работа над словом, потому что это главный инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся. Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.

Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь -  живая, наглядная и красочная?

 Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении (вспомнить, что такое переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода))

Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Задание : в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении.

Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени (К. Паустовский) .                                                                                                

  Среди тропов наиболее часто встречаются и используются  эпитеты, сравнения,  метафоры.

2.Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор .

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев

3.Придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры.

(задание для более слабых учащихся: придумать и записать эпитеты к слову облака; сравнения к слову  солнце; метафору к выражению ветер дует).

4.Работа с учебником. Составить план статьи (с.4-6).Записать в тетради основные черты художественной литературы.

5. Домашнее задание.

Средний уровень. Дать ответы на 1-5 вопросы учебника (с. 6).

Высокий и достаточный уровни. Подготовить устное размышление на тему «Без образа нет искусства».

 

 

Урок  № 2

Тема урока. Русский фольклор. Исторические, бунтарские и разбойничьи песни как жанр устного народного творчества.

1.Слово учителя.

Особый пласт  в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.

 Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии.

 Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь, изменялись.

 Часто изображают не только события, но и отражают чувства, проживания героев так, как это понимает народ.

 Герои песен:

 Цари - Иван Грозный, Петр Первый

 Герои-воины – Суворов, Кутузов

 Народные вожди – Ермак, Разин, Пугачев

2.Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 8).

1) Чтение статьи.

2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):

– Исторические песни – это...

– По форме они близки...

– Основные образы исторических песен...

– Художественные приемы, используемые в исторических песнях...

-  Основные черты исторических песен.

3.Чтение и анализ  «Песни о Степане Разине» (с.10, 11 учебника).

Работаем с текстом по вопросам 1-5 на с.11 учебника.

4. Практические задания (6-8 вопросы на с.11 учебника).

5.Делаем выводы (10-12 вопросы на с. 12 учебника).

6.Домашнее задание.

Средний уровень. Перескажите статью учебника (с.8-10).

Высокий и достаточный уровни. Подберите мелодию к «Песне о Степане Разине».

 

 

Урок № 3

 

Тема урока. Лирические песни. Отражение в песнях душевной красоты, идеалов и чаяний крестьянина, нравственных устоев народной жизни.

 

1. Работа по учебнику со статьей «О лирической народной песне » (с. 12-14).

1) Чтение статьи.

2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):

– Лирические песни – это...

- Обрядовые песни – это…

- Необрядовые песни – это…

- Параллелизмом называется...

- Основные черты лирических песен…

2. Ознакомление с текстами лирических песен «Ты взойди-ка, красно Солнышко…» , «Ах вы,  ветры, ветры буйные», «Не кукушечка во сыром бору куковала» (с. 15, 16 учебника).

3. Работаем с текстом (1-4 вопросы на с.17 учебника).

4. Проверяем себя (5-8 вопросы на с.17 учебника).

5.Практическая работа (9-11 вопросы на с.17 учебника).

6. Прокомментировать (с использованием примеров и аргументации слова А. де Сент-Экзюпери «Когда слышишь песню XV века, понимаешь, насколько низко мы пали»).

 7.Домашняя работа.

 -Выучить статью учебника «О лирической народной песне».

-Выполнить творческие задания (12, 13 вопросы учебника).

-Прокомментировать  слова российской исполнительницы народных песен Елены Камбуровой: «Жизнь каждого человека сильно зависит от того, какие песни он слушает».

 

Урок № 4

Тема урока. Омар Хайям. Сведения о знаменитом персидском поэте и его зпохе.

 

Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури

 (18 мая 1048,  — 4 декабря 1131) — выдающийся персидский поэт, математик, астроном, врач, философ.

 Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи».

 В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений.

 В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.

 Медресе в Бухаре

 (Медресе – мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет

 Омар Хайям -уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне Северный Иран).

 Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.

1.Составление плана к статье учебника  (с. 20-23)

2.Запись в тетради основных дат жизни.

3.Проверяем себя (1-4 вопросы учебника на с.23).

4.Выполнение практических заданий  (5, 6 вопросы на с. 23).

5.Выводы. Объясните, почему в истории человечества сохранилось имя Омара Хайяма.

6.Домашнее задание.

 Средний уровень. Подготовьте пересказ статьи учебника.

Высокий и достаточный уровни. Составьте кроссворд о жизни Омара Хайяма.

 

Урок №5

Тема урока. Омар Хайям. Поэтические раздумья о различных проблемах жизни. Своеобразие жанра рубаи.

1.Характеристика рубаи как жанра.

1.1.Выразительное чтение статьи «О рубаи» (с.23, 24 учебника).

1.2.Ответы на вопросы.

• Какие строки в рубаи рифмуются?

• С каким жанром сходно рубаи и чем от него отличается? (Рубаи сходно с притчей, но рубаи — стихотворный жанр, а притча — прозаический. Рубаи заключает в себе мораль, а притча — содержит ещё и событийный элемент религиозно-бытового характера.)

1.3.Запишите в тетрадях основные черты рубаи.

2.Составьте план статьи « О рубайяте Омара Хайяма».

3.Выразительное чтение рубаи (с.24- 27 учебника)

4.Работаем с текстом (1-5 вопросы на с.27 учебника).

5.Проверяем себя (1-4 вопросы учебника на с.31).

6.Выполнение практических заданий  (5, 6 вопросы на с. 31).

7.Делаем выводы (11-14 вопросы на с.31).

8.Домашнее задание. Выполнить творческие задания:

 средний уровень – 7, 9, 10 задания  (с. 31 учебника);

высокий и достаточный уровни – 8, 10 задания  (с. 31 учебника).

 

Урок № 6

Тема урока. Сайгё – выдающийся японский поэт.

 

1.Изучение статьи учебника «Сайгё – «идущий к западу».

1.1.Составление цитатного плана.

1.2.Запись в тетради основных дат жизни Сайгё.

2.Продолжите предложения.

2.1.Танка – это…

2.2.Основные черты танка…

3.Проверяем себя  (5, 6 вопросы учебника на с. 40).

4.Практическая работа.

Проиллюстрируйте основные черты танка цитатами из стихотворений.

5.Делаем выводы (15, 16 вопросы на с. 41).

6.Домашнее задание. Подготовьте короткое устное выступление на тему: «Сайгё. Каким я его представляю» (13 вопрос на с.41).

 

 

 

 

 

 

 

Категорія: Русская литература 8 класс | Додав: ДЗОШ
Переглядів: 1881 | Завантажень: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук

Друзі сайту

Copyright MyCorp © 2020 Сайт управляється системою uCoz